Oculus GO — первый «доступный» VR

Я плотно занимаюсь VR проектами на Unity уже почти два года, чаще всего работая над архитектурными презентациями, и иногда игровыми проектами. За это время мне довелось перепробовать несколько шлемов виртуальной реальности. Технология VR развивается сейчас семимильными шагами, и хотя самые яркие эмоции за счет полноценного трекинга в пространстве способны доставить только топовые шлемы от Oculus и HTC, для большинства людей этот гаджет все еще остается непозволительной роскошью из-за своей дороговизны. Например, свой HTC Vive я покупал зимой 2016-го за 70000 руб. А ведь для него еще нужен достаточно производительный ПК! Что тут сказать. Недешево…

И эта проблема работает в две стороны. Мы, разработчики, тоже страдаем от такого расклада, потому что ввиду высокой цены, и как следствие, малого количества игроков, крайне сложно хорошо заработать даже на достаточно качественном VR проекте и уж тем более конкурировать с ПК, консолями и мобайлом. Но время идёт, цены падают, технологии растут, и вот уже спустя пару лет «большие виары» стоят уже куда меньше, тот же мой Vive уже стал почти вдвое дешевле. Появляются новые технологии трекинга, более чёткие экраны и качественные линзы, а проводов становится меньше. Все это не может не радовать, ведь очевидно что VR не загибается, а наоборот активно развивается и становится доступнее.

Но ребята из Facebook (купившие Oculus в 2014 году) смекнули, что этот процесс можно еще ускорить и создали первый полноценный VR шлем, доступный действительно каждому уже сейчас (ну почти каждому, в России он пока официально не продается). Так появился Oculus GO, стоимостью всего в 200$ (версия на 32 Гб). Причем велосипед изобретать не пришлось. Ребята из Oculus просто взяли за основу старый добрый Gear VR и выпустили полный аналог, который вышел значительно дешевле и имел ряд плюсов (минусы тоже есть, о них немного позже). Ввиду этого, я буду дальше очень часто их сравнивать.

Конечно, я в курсе что есть еще всякие кардборды и китайские поделки, но мы сейчас говорим о первом доступном адекватном VR от серьезного разработчика, с вменяемым качеством и контентом.

Я заказывал шлем через сервис «Бандеролька». Слышал о нем давно, пользовался впервые, и остался очень им доволен. Переплата за упаковку и доставку составила 35$ — что на мой взгляд ну оооочень скромно. А посылка шла со склада в Делавере до Краснодарского края всего 9 дней. В России шлем все же тоже можно было купить, у перекупов, правда за… конские 470$! Грабеж, да и только…

Но вернемся к самому шлему. Прежде чем описывать впечатления, плюсы и минусы, давайте разберем что же входит в эти 200$. Содержимое комплекта было следующим:

• VR шлем
• Контроллер со шнурком и батарейкой
• Кабель Micro USB
• Зарядное устройство
• Тряпочка для протирания линз
• Расширяющая накладка для использования шлема с обычными очками
• Куча бумажечек

Первые ощущения. Шлем и геймпад выглядят одновременно бюджетно, но и при этом лаконично. Хотя, мне кажется, светлые резинки, на которых Oculus GO держится на голове, со временем помнутся, запачкаются и станут неприглядными на вид. Весит все это добро меньше 500 грамм, и сидит достаточно неплохо, не перевешивая голову как Vive. Корпус выполнен частично из пластика, частично из ткани, а передняя часть из алюминия, видимо для отвода тепла.

В отличии от Gear VR, у которого сбоку есть сенсорная панель, у Oculus GO нет других способов ввода, кроме как через контроллер, но со своими функциями он справляется. Отдельно хочу обратить внимание на вырез для носа. Он оказался непривычно большим, и даже сначала немного расстроил. Но только сначала. Вскоре я о нем совсем забыл и перестал его замечать, хоть он и пропускал немного света. Зато такое решение положительно сказалось на продолжительном использовании, шлем не давил на переносицу (и вообще не касался носа), а еще судя по всему пространство между лицом и линзами лучше вентилируется, линзы и лицо не потеют от продолжительного использования.

Подключение и настройка шлема выполняются через мобильный телефон и соответствующее приложение. Через него же можно мониторить состояние шлема, заряд, менять настройки, просматривать библиотеку и делать покупки. Само подключение сделано несколько странно, для этого используется GPS и Bluetooth, но тем не менее все подключилось без проблем с первого раза и больше это не понадобится. Там же в приложении можно включить режим разработчика. Если телефон и шлем используют одну Wi-fi сеть, то можно включить канал передачи данных для доступа к контенту на телефоне внутри шлема, может быть очень удобно.

Экран. Заявленное разрешение экрана 1280х1440 на каждый глаз, что как бы больше чем у моего Vive, однако по ощущению картинка хуже чем и у Vive и у Gear VR. Не то чтобы она была совсем плоха, но из всех трех шлемов она выглядит наиболее пиксельной и блеклой, чувствуется бюджетность. Картинка мылится и появляются аберрации, стоит лишь слегка отвести взгляд в сторону, поэтому приходится больше крутить головой, чем глазами. Можно ли это простить девайсу при его цене? Думаю да. Отвращения по крайней мере изображение не вызывает. Gear VR так вообще в этом плане лидер, ведь у него в качестве экрана используется AMOLED экран от смартфона Samsung Galaxy, а тут у нас все-таки бюджетный девайс. Еще я заметил что изображение немного мелькает. Частота обновления экрана у oculus Go 60/72 Гц, чего видимо не совсем достаточно. Но по факту это не мешает, в динамике просто перестаешь замечать. Угол обзора в 100 градусов является средним показателем на сегодняшний день и воспринимается нормально. В качестве оптики здесь используются линзы Френеля, как и у HTC Vive, что вроде как позволяет использовать их без регулировки под разное зрение (по крайней мере такая возможность в этом шлеме отсутствует) и исключает необходимость делать им выпуклую форму.

Трекинг. Тут у нас все привычно для мобильного VR и абсолютно идентично с Gear VR: трекинг вращения головы и трекинг вращения контроллера. Никакого перемещения в пространстве. С одной стороны это конечно минус. Уж очень важная это часть, для полного погружения. С другой стороны это еще одна из причин отсутствия лишних проводов и датчиков, что делает шлем более удобным и мобильным, ну и конечно же причина удешевления. Трекается все плавно и чётко, без косяков. Так же всегда есть возможность сбросить позицию шлема и контроллера, если вдруг что-то работает не так, как хотелось бы.

Звук. Он достоин отдельного внимания. Другие шлемы я использовал лишь с наушниками. Ну разве что Gear VR может использовать динамик телефона (такое себе удовольствие). А вот в случае с Oculus GO ситуация существенно меняется в лучшую сторону. Звук в этом бюджетном устройстве меня попросту поразил. Динамики спрятаны по бокам шлема, мы их никак не видим, и звучат они так хорошо, что просто забываешь что ты не в наушниках и люди вокруг слышат все происходящее.

Помимо качественного звука они, видимо, еще и расположены весьма удачно, потому что стерео эффект очень натуральный, можно легко понять с какой стороны раздается звук, а при повороте головы он соответственно смещается в противоположную сторону. С таким звуком оказалось очень комфортно играть и смотреть фильмы. И конечно, вход для на ушников в шлеме тоже предусмотрен, он приютился рядом с гнездом для зарядки. Неудобно только настраивать громкость: качелька громкости расположена на верхней части корпуса рядом с кнопкой питания, и нажатия немного смещают шлем вниз. На контроллере регулятора нет. В Gear VR этот момент выполнен удобнее — либо сбоку на шлеме сбоку, и ее легче нащупать, либо на самом контроллере.

Контроллер. Так же полный клон с контроллером Gear VR, за исключением оговоренного выше регулятора громкости. Питается от одной пальчиковой батареи. Разработчики не пожадились и положили одну в комплект (причем не абы какую, mitsubishi), за что им отдельный респект. Трекинг достаточно хороший, пользоваться очень удобно, плюс судя по всему есть некая программная интерполяция — тряски нет вообще, все очень плавно. Верхняя поверхность — кликабельный сенсор, которым удобно свайпить в стороны.

Кстати забавно, что впервые взяв контроллер в руку мне показалось что он до безобразия лёгкий, но как оказалось, батарейка, которую я позже вставил, добавляет недостающий вес и с ней он сидит в руке отлично. Ремешок для руки есть, и это хорошо, но вот узелок на конце смотрится не очень изящно)

Автономность. Пожалуй, это главное преимущество над остальными шлемами. В Gear VR постоянно надо пихать телефон, HTC Vive нужно постоянное подключение к мощному ПК с помощью тучи проводов. А здесь мы просто надеваем шлем, жмем кнопку и все работает! Никаких больше действий не требуется. Наигрался? Нажал кнопку питания, закинул шлем в рюкзак и побежал по делам. Несомненно это очень удобно. Так же это удобно и в разработке. Просто втыкаем USB кабель, жмем в Unity Build and Run, после билда надеваем шлем и тестим. И да, можно забыть о пресловутых OSIG файлах, которые так доставали на Gear VR. Заряжать шлем можно через обычный Micro USB, от розетки или от повербанка, поддерживается быстрая зарядка. Одного заряда хватит чтобы поиграть пару часов в игры или посмотреть 1-2 фильма.

Контент. Создание нового девайса, которое идентично уже давно существующему — отличное решение. Весь годами созданный контент, весь интерфейс, все перекочевало с GearVR и полностью поддерживается в Oculus GO. Этим он и прекрасен. Разработчику нет разницы под какой из этих девайсов делать билд, они работают одинаково. И нет нужды обновлять уже созданные ранее приложения под Gear VR.

Игр и приложений в магазине не мало, как платных так и фришных. Действительно хороших, пожалуй, единицы, но они тоже есть. Лично мне из игр хорошо зашла Deer Hunter, Catan, Drop Dead, Smash Hit. А топовым приложением считаю Art Plunge — это небольшая картинная галерея, которая поражает своей крутостью до глубины души, это одно из лучшего, что я когда либо видел в VR. На видео, к сожалению, не передать всю крутость, это просто надо видеть.

Из приложений — весьма хорош встроенный браузер, любой контент он воспроизводит отлично и без тормозов. Так же понравилась встроенная чат-комната. В ней можно пообщаться с друзьями, поиграть вместе в настолки, посмотреть видео или послушать музыку. Видео в стандартном плеере можно смотреть, находясь в виртуальном кинотеатре — это вообще очень круто. А вот сторонних приложений особо интересных я не нашел, но это скорее заслуга качественных встроенных.

Плюсы и минусы. Куда же без них. Основные моменты я вроде-бы все раскрыл, так что перейдем сразу к делу.

Плюсы:

• Цена. Наиболее конкурентоспособный по соотношению цены/качества VR шлем на сегодняшний день, на мой взгляд.
• Обилие уже готового контента, за счет полной совместимости с Gear VR.
• Удобен для разработки игр и приложений.
• Полностью автономен и удобен в использовании.
• Отличный звук из встроенных динамиков.
• Достаточно мощное мобильное железо в купе с удобной ОС.
• Не перегревается, в отличии от Gear VR.
• Достаточно удобны и имеют приятный дизайн.

Минусы:

• Бюджетный экран с мыльноватой картинкой ближе к краям.
• Не совсем удачное расположение качельки громкости.
• Отсутствие трекинга в пространстве.
• Ремень для крепления на голове не выглядит долговечным.
• В странах СНГ шлем пока сложно достать.

Выводы. Oculus GO действительно отличный девайс за свои деньги и он на данный момент на мой взгляд — лучшее решение для того чтобы впервые окунуться в VR. Кроме того, появление этого девайса говорит о том что скоро VR шлемы появятся у гораздо большего числа людей чем есть сейчас, а значит самое время разработчикам занимать эту нишу, пока она еще не особо занята.

Конечно, всегда есть вероятность, что поигравшись, через месяц вы забросите VR, но это, пожалуй, применимо к любому VR шлему. Вау эффект проходит довольно быстро, и если не найти для себя постоянное применение, то он действительно может стать пустым вложением денег. В моем случае с этим все в порядке: я разрабатываю игры и приложения для VR, иногда играю в VR, а так же делаю 360 фото с помощью Gear 360, которые довольно клево рассматривать в шлеме. Ну и я искренне надеюсь, что этот шлем — первый шаг к популяризации VR и росту качества технологии, о которой еще недавно мы могли только мечтать.

Глубина-глубина, я не твой. Отпусти меня, глубина…

Спасибо что дочитали!