Знакомьтесь — Oculus Quest

Прошел почти год с момента публикации моей прошлой статьи про Oculus Go, и вот ко мне прилетел прямиком из США новенький Oculus Quest. Что он скрывает внутри и чем сможет удивить? Расскажу чуть попозже.

Покупка

Заказывал я его снова через сервис «Бандеролька», и в очередной раз ребята не подвели, все прислали четко, быстро и не дорого. Сам шлем обошелся мне в магазине BestBuy в $399 (покупал через друга). Пересылка в Москву вышла $62 с учетом дополнительной упаковки и без страховки. Итого $461 (у барыг в России цена в районе $830). Из Делавера до моей квартиры шлем шел ровно 7 дней.

На всякий случай напомню, что я разработчик, и с VR работаю уже не первый год. Я делаю различные презентации (в основном архитектурные), а также игры. У меня в наличии есть HTC Vive, Gear VR и Oculus GO, поэтому так или иначе Quest я буду сравнивать с ними.

Vive/Quest/Go

Итак, новоиспеченный шлем стал дороже своего бюджетного предшественника (Go) ровно в 2 раза. Куда же ушли эти деньги и стоит ли оно того? Давайте изучать.

Распаковка

Коробка довольно большая (намного больше, чем у Oculus Go), добротная, очень плотная, внутри, по классике, все свободное пространство заполнено поролоном. При первом открытии сразу чувствуется тот самый вкусный запах дорогой техники, такой же был у Vive :) Все сделано и организовано очень грамотно, стильно и минималистично. Комплектация:

  • Шлем
  • Два контроллера
  • Две батарейки для контроллеров
  • Кабель Type C (причем двусторонний)
  • Блок питания
  • Накладка для использования шлема с очками
  • Документация
Комплектация. Тряпочку для протирания линз, как в Go, нам зажали.

Первые ощущения

По первым ощущениям шлем выглядит дорого-богато, бюджетности в нем не чувствуется и в помине. Он довольно тяжелый, около 570 грамм. Корпус тёмный, спереди пластиковый, по углам расположены 4 камеры, остальная часть корпуса обтянута приятной тканью. Из за своего цвета на нем хорошо видна каждая пылинка, так что шлем довольно маркий. Крепление на голову выполнено из плотной резины и выглядит достаточно надежным. С внутренней стороны шлем напоминает GO, линзы выглядят так же. Вверху шлема теперь ничего нет, слева расположено отверстие зарядки (Type C) и гнездо для наушников. Справа кнопка питания и еще одно гнездо для наушников (продублировано специально для использования фирменной гарнитуры, которая состоит из двух независимых наушников, чтобы провода не болтались посередине). Снизу находится регулятор расстояния линз и качелька громкости.

Что касается контроллеров, они очень похожи на классические контроллеры Oculus Rift, но кольцо вывернуто в другую сторону, чтобы лучше попадать в поле зрения камер. Контроллеры удобно крепятся на руках ремешками и хорошо сидят в руке. На каждом есть стик, кнопки AB/XY, курок, боковая клавиша под указательный палец и кнопка Oculus. Каким-то волшебным образом большинство клавиш реагируют не только на нажатие, но и просто на прикосновение (что увеличивает количество вариантов их использования почти в два раза).

Первый запуск

Подключение и настройка шлема сделаны через фирменное приложение Oculus для Android/IOS, оно достаточно простое и интуитивное, все на русском языке и с подсказками. После первого запуска шлема и обновления необходимо очертить игровую зону. Сделано это просто потрясающе, особенно если вспомнить, сколько махинаций для этого нужно было проделать с HTC Vive, тут Oculus ушли далеко вперед (спасибо технологии Insights). Шлем сам определяет, где находится пол, и тут же начинает тречиться по окружению. Все, что нам остается, это очертить контроллером игровую область. В это время камеры включаются, мы видим полностью все, что находится вокруг нас, в черно-белом цвете и просто очерчиваем зону рукой, как кисточкой. Весь процесс обычно занимает не больше 10 секунд.

Скриншот калибровки с помощью шлема сделать невозможно, поэтому приходится изощряться и фотографировать на телефон.

Интересно, что когда мы смотрим в шлеме через камеру, все вроде бы выглядит реальным, и совпадает с реальностью, но возникает чувство, будто масштаб мира стал другим, словно и комната и мы стали очень-очень маленькими. Необычное ощущение. А еще если попытаться так прогуляться, то это напоминает компьютерную игру.

Далее запускается обучающая программа, которая наглядно показывает, как взаимодействовать с виртуальной реальностью с помощью контроллеров и перемещения. Все выполнено красиво и стильно, хотя по сути это классическая VR-демка: нажми кнопку, наклони стик, возьми в руку кубик, подбрось мячик, постреляй и так далее. Но в конце в ней все же была вишенка на торте: нам предложили станцевать с роботом, и это было ну прям очень прикольно и забавно, потому что нужно было держать его за руки и кружить. Я хоть уже и прожаренный VR-щик и меня сложно удивить, но это было реально очень мило.

Что ж, внешне все более-менее понятно, давайте теперь нырнем в спецификации шлема и заодно сравним их с Oculus GO.

Экран

У Quest два OLED экрана, разрешение каждого 1440 x 1600, что дает в сумме 2880 x 1600 пикселей (а это, на минуточку, уровень Vive Pro) и более глубокий черный цвет. Изображение ощущается достаточно четким, не сильно размывается по сторонам и аберрации почти отсутствуют (как я понял, они убираются как-то программно). У GO же довольно бюджетный LCD экран с разрешением 2560 x 1440, картинка мылится, стоит отвести взгляд от центра изображения, а по краям очень сильные аберрации. Оба шлема по умолчанию используют частоту обновления экрана 72 Гц и имеют углы обзора по горизонтали около 90-100 градусов.

По краям скриншота виден некий пиксельный эффект, скорее всего именно он позволяет убавить аберрации. В VR этого не видно, я и не узнал бы, если бы пиксельность не была видна на скриншоте.

Процессор

У Quest стоит восьмиядерный процессор Qualcomm Snapdragon 835, а в Go уже менее свежий двухъядерный Snapdragon 821. Согласно тестам, 835-й мощнее примерно на 27%, что довольно неплохо. В нем установлены ядра Kryo 280 – первые четыре работают на частоте 2,45 ГГц, остальные на 1,9 ГГц, что полезно для энергоэффективности. Замечу еще, что Oculus Quest нагревается не так сильно, как Go, при максимальной нагрузке. Даже при продолжительной игре в тяжелую Vader Immortal шлем на ощупь был чуть тёплым. Go же может нагреться достаточно сильно, бывало, что он даже приостанавливал игру и выдавал сообщение о том, что шлему нужно остыть. Но не забываем, что я тестирую новый шлем всего несколько дней, и не факт, что через пол года ситуация не изменится.

Остальное железо для нас не так интересно, поэтому я просто приведу списком спецификации:

  • Экран — OLED, 1440×1600 на каждый глаз, 72 Гц
  • ОС: Android 7.1.1
  • Процессор: Snapdragon 835
  • Память: 64GB или 128GB (опционально)
  • RAM: 4GB
  • Батарея: литий-полимерная на 3648mAh, 3.85v
  • Датчики: гироскоп, акселерометр, компас, датчик приближения, 4 широкоугольные камеры

Трекинг

Поскольку у нас в Oculus Quest есть все 6 степеней свободы, перед нами открывается большой простор для взаимодействия с виртуальным миром, сопоставимый с Vive и Rift. И хотя технология Insights, использующая камеры для трекинга, все же несколько уступает датчикам того же Vive в точности и охвате (контроллеры могут теряться при сильном приближении к шлему или потере их из вида камер, а трекинг головы может пропасть, если подойти слишком близко к препятствию), но он работает вполне удовлетворительно, и ситуации, когда что-то начинает сбоить, не так часты. Поэтому в большинстве игр у вас не возникнет проблем, все работает достаточно комфортно и точно, по ощущениям не уступая старшим братьям. Правда, один недостаток все же имеется: трекинг работает только в освещенном месте, в темноте пользоваться VR, например, посмотреть кинцо перед сном, не получится. Но давайте начистоту — смотреть кинцо в VR пока что такое себе удовольствие. Еще не понятно, как шлем поведет себя в местах, где окружение постоянно меняется, например на конференциях и выставках, где ходит много людей. А что касается Oculus GO, в нем всего 3 степени свободы, отслеживаются только вращения головы и руки, поэтому он крайне ограничен, и уровень погружения ощутимо ниже.

Beat Saber играется и выглядит ничуть не хуже, чем на Vive

Звук

Звук в Quest устроен аналогично Go, шлем имеет встроенные динамики весьма хорошего качества, и вроде бы даже звучат немного получше своего предшественника, хотя звук в обоих шлемах мне очень нравится. Он конечно не для меломанов, но поиграть/посмотреть видео весьма комфортно. Для остального всегда можно использовать наушники.

Батарея

Батарея имеет больший объем: 3648mAh против 2600 mAh в Go, но время автономной работы шлема так же варьируется между 2-3 часами, в зависимости от вашего занятия. Это может показаться не так много, но вспомним, что, например, у Nintendo Switch запас времени игры не многим больше, но этого вполне хватает. В случае с VR этого даже более чем достаточно, потому что не каждый осилит провести не один час подряд в VR без перерыва. Ну а если вы не из их числа — вы всегда можете подключить шлем к павербанку, и тогда время работы может значительно увеличиться.

Программное обеспечение

В отличие от Gear VR и Oculus GO, оболочка у Quest уникальная, хоть и очень похожая. Главное отличие, которое мы видим, впервые попав в главную комнату — это больше не панорамное фото, как было раньше, а полноценная 3D комната, в которой можно перемещаться. Правда возможности телепортироваться там нет, перемещаться можно только ногами, поэтому если вы захотите изучить там все вдоль и поперек, вам придется найти помещение такого же размера.

Все меню привычны для тех, кто уже пользовался техникой Oculus, навигация простая и удобная, ничего лишнего. А вот приложений под Quest пока очень мало, может несколько десятков. Связано это с тем, что игры, сделанные для предыдущих шлемов, не поддерживают 6 степеней свободы и новый контроллер, поэтому разработчикам нужно позаботиться о портировании своих приложений на новый шлем. Кроме того, насколько мне известно, ребята из Oculus теперь более серьезно относятся к модерации проектов для Quest, и не пропускают все подряд. Что обидно, так это то, что все платные игры и приложения теперь нужно покупать заново, как на отдельную платформу, даже если они уже были куплены у меня на Gear VR/Go. Это довольно неприятно, да и цены порой кусаются. Некоторые игры стоят аж по $30.

На этом, пожалуй, пока всё, что я могу рассказать про этот шлем. Давайте подведем итоги.

Плюсы

  • Цена — да, она уже не $200, но все равно этот шлем намного дешевле старших собратьев, при этом выдавая ощущения, крайне близкие к ним.
  • Отличный дизайн и качество исполнения.
  • Хороший экран. Он не уступает по качеству даже Vive Pro, картинка довольно четкая, без мыла и аберраций.
  • Очень неплохой трекинг с 6-ю степенями свободы.
  • Приятные и удобные контроллеры.
  • Качественный звук.
  • Мощное мобильное железо, которое позволяет портировать игры с Vive/Rift.
  • Более устойчив к перегревам, чем предшественники.
  • Удобная в использовании операционная система.

Минусы

  • Маркий корпус, быстро собирает пыль.
  • Довольно тяжелый, шея может быстро начать уставать, особенно если плохо закрепить.
  • Мало контента. Конечно сейчас его количество начнет расти в геометрической прогрессии, но на момент написания статьи (июнь 2019) контента на шлеме кот наплакал.
  • Отсутствие обратной совместимости с предыдущими шлемами. Этот пункт можно было бы совместить с предыдущим, но меня он больше возмущает из-за необходимости повторно платить за уже ранее купленный контент, хотя платформы по мне слишком уж похожи, чтобы их разделять.
  • В России его сложно достать, если вы конечно не хотите переплачивать перекупам в 2 раза.

Заключение

В итоге — мне шлем очень понравился, это пока лучшее портативное решение, какое я видел на сегодняшний день. Своих денег он однозначно стоит. Берите, не пожалеете. Преимуществ перед более дешевыми шлемами у него хватает, а ощущается он как полноценный шлем, подключающийся к ПК. Я даже порой в процессе игры ловил себя на мысли, что забываю, что к шлему не идут провода, и излишне осторожничаю при движении, чтобы их не зацепить.

Он очень удобен в эксплуатации, все, что требуется для начала работы — взять контроллеры и надеть шлем, и вы в деле. Одна из основных причин, почему я так нечасто использую Vive — его громоздкость. Нужно расставить датчики на штативах по углам комнаты, подключить целую кипу проводов к компьютеру, запускать Steam VR, куча телодвижений. Теперь же все стало легко и удобно. А еще, я теперь могу рубиться в Beat Saber даже стоя где-нибудь в очереди или в метро :D

В общем, надеюсь, что вам было интересно, и статья оказалась хоть как-то для вас полезна. Пишите что думаете в комментариях. Если где-то увидели ошибку или неточность, то пожалуйста тоже сообщите мне, чтобы я оперативно ее поправил.

Глубина-глубина, я не твой. Отпусти меня, глубина…

Спасибо за внимание!